Цетановое число (ЦЧ) дизельного топлива

Цетановое число (ЦЧ) выражает содержание в процентах по объему цетана в смеси его с α-метилнафталином, эквивалентной по воспламеняемости данному топливу при испытании на стандартной установке и в стандартном режиме.
В качестве эталонных топлив используют два индивидуальных углеводорода - цетан (нормальный гексадекан С16Н24) и α -метилнафталин (ароматический углеводород С11Н10). Цетан обладает высокой склонностью к самовоспламенению (имеет малую задержку самовоспламенения), и его воспламеняемость условно принята за 100 ед., α -метилнафталин, наоборот, имеет большую задержку самовоспламенения, и его воспламеняемость принята за 0. Составляя смеси цетана и α -метилнафталина в объемных процентах, можно получить топливо с ЦЧ от 0 до 100.
ЦЧ определяют методом совпадения вспышек
Определение ЦЧ производится на спец. установках ,в процессе испытаний добиваются, чтобы задержка воспламенения при работе на испытываемом и эталонном топливах была одинаковой (равной 13° поворота коленчатого вала двигателя).
Цетановое число достаточно полно характеризует период задержки самовоспламенения, от которого зависит скорость нарастания давления в цилиндре, а следовательно, и жесткость работы дизеля.
Чем выше ЦЧ, тем меньше период задержки самовоспламенения.
vv Для нормальной мягкой работы дизеля скорость нарастания не должна превышать 0,5-0,7 МПа на 1º поворота коленчатого вала двигателя. При больших значениях работа двигателя становится недопустимо жесткой. Внешне это проявляется стуками, повышенной вибрацией, ухудшением топливной экономичности.
При малой задержке воспламенения основная масса впрыскиваемого топлива сгорает по мере поступления в камеру сгорания. В этих условиях процесс сгорания топлива зависит от закона подачи и, следовательно, может быть управляемым. При большой задержке воспламенения первые порции поданного топлива не воспламеняются, топливо накапливается в камере сгорания, а потом сразу сгорает в очень короткий промежуток времени, вызывая быстрое повышение давления, которое резко воздействует на поршень. Максимальное тепловыделение при этом начинается в период расширения, в результате чего топливная экономичность ухудшается, происходит неполное сгорание топлива, двигатель дымит.
От цетанового числа зависят и пусковые свойства топлива. Чем оно меньше, тем хуже пусковые свойства. Чрезмерное увеличение ЦЧ, не согласованное с его испаряемостью, также нецелесообразно, так как при этом очаги рано воспламенившегося топлива встречаются с еще неиспа-рившимся неподготовленным топливом, что приводит к вялому, неполному сгоранию и, следовательно, к ухудшению топливной экономичности двигателя при одновременном увеличении дымности отработанных газов (ОГ).
Цетановое число тяжелых топлив в среднем составляет 25 единиц, дистиллятных дизельных топлив - 50 единиц.

  • Узнавать новости по rss

    Подписаться Подписаться на новости
  •