Повышение цетанового числа топлива

Повышение цетанового числа топлива может быть реализовано двумя способами: регулированием углеводородного состава, а так же введением специальных присадок. Необходимость в применении специальных методов улучшения дизельных топлив возникает из-за того, что топлива, хотя и удовлетворяют требованиям по испаряемости и вязкостным свойствам для зимних видов, однако их цетановые числа низки.

ЦЧ


Первый способ основан на том, что основные гомологические ряды углеводородов по признаку понижения цетанового и повышения октанового чисел располагаются почти в одном и том же порядке: нормальные парафины — изопарафины — нафтены — ароматические. Из этого следует, что цетановое число топлива можно существенно повысить, повышая концентрацию нормальных парафинов или понижая содержание ароматических. Однако из-за повышенной температуры плавления нормальных парафинов по сравнению с углеводородами других гомологических рядов значительное их содержание в зимних марках дизельных топлив недопустимо.


Второй способ обеспечивает наибольшее повышение цетанового числа. Механизм действия специальных кислородсодержащих присадок (органические перекиси, сложные эфиры азотной кислоты — этилнитрат, изо-пропилнитрат и др.) основан на их способности сравнительно легко выделять из своего состава кислород. Как сильные окислители они ускоряют зарождение и развитие реакций с образованием из топлива перекисей, от разложения которых ускоряется весь комплекс предпламенных процессов. Резкое уменьшение периода задержки самовоспламенения внешне проявляется как переход с низкоцетанового на высокоцетановое топливо. Так, добавление 1 % изопропилнитрата (рекомендуется для зимнего, арктического и низкоцетанового топлива, полученного путем каталитического крекинга) повышает цетановое число на 10—12 единиц. Установлено, что эта присадка позволяет также улучшить пусковые характеристики при низкой температуре и уменьшить нагарообразование.
Улучшению самовоспламенения способствует такая эксплуатационная мера, как использование в зимнее время пусковых жидкостей на основе этилового эфира с добавками. Например, пусковая жидкость «Холод Д-40» состоит из 58—62% этилового эфира, 13—17% изопропилнитрата, 13—17% газового бензина и 8—12% маловязкого масла.

  • Узнавать новости по rss

    Подписаться Подписаться на новости
  •