Горючее

Длительная работа двигателей зависит от топлива и смазочного масла. Разрешается применять топливо, смазочные масла и их заменители, только предусмотренные инструкцией.

Дизельное топливо должно обеспечить:

1. Легкий надежный запуск и мягкую работу двигателя, т. е. быстро самовоспламеняться. Самовоспламенение топлива характеризуется цетановым числом, величина которого находится в пределах от 40 до 60.

Цетановым числом называется процентное содержание цетана в эталонной смеси, состоящей из цетана и альфаметилнафталина. Цетан обладает хорошими воспламенительными свойствами (условно приняты за 100 единиц). Альфаметилнафталин — плохими (условно приняты за нуль). На специальном одноцилиндровом четырехтактном двигателе с регулируемой степенью сжатия сравнивают воспламеняемость испытываемого топлива с воспламеняемостью эталонных смесей. Например, цетановое число 50 означает, что в эталонной смеси 50% цетана.

2. Бесперебойную подачу по топливопроводам и хорошее качество распыления, что возможно при надлежащей вязкости топлива.

3 Отсутствие нагаров и отложений кокса.

4. Работу дизеля при низких температурах, т. е. при этом топливо не застывает и не мутнеет.

5. Отсутствие коррозии и наименьший механический износ деталей двигателя. Коррозионная способность топлива измеряется величиной кислотного числа, содержанием водорастворимых кислот и щелочей, испытаниями на коррозию медных пластинок, а также содержанием серы в топливе. При применении высокосернистого топлива (серы более 0,9%) к топливу или маслу надо добавлять специальные присадки.

Физико-химические показатели топлива для быстроходных дизелей даны в ГОСТ 4749, дизельного топлива — в ГОСТ 305, солярового масла — в ГОСТ 1666.

Топливо для карбюраторных двигателей должно:

1. Обладать высокими антидетонационными свойствами. Детонационная стойкость бензина характеризуется октановым числом. Октановым числом называется процентное содержание изооктана в эталонной смеси, состоящей из изооктана и гептана. Изооктан имеет высокую детонационную стойкость (условно принята за 100 единиц), гептан — низкую (условно принятую за нуль). На специально оборудованном одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия в строго постоянных условиях сравнивают детонационную стойкость испытываемого бензина с детонационной стойкостью эталонных смесей. Например, октановое число 72 означает, что в эталонной смеси 72% изооктана. Чем выше октановое число топлива, тем меньше склонность бензина к детонации, тем больше может быть степень сжатия.

Для повышения детонационной стойкости бензинов к ним добавляют различные присадки. Наиболее распространенной антидетонационной присадкой является тетраэтилсвинец (ТЭС). Бензин с присадкой ТЭС называется этилированным и для отличия окрашивается в оранжевый, желтый, синий или зеленый цвет. Этилированный бензин очень ядовит и требует точного выполнения правил безопасности при обращении.

2. Иметь надлежащий фракционный состав, который характеризует испаряемость бензина, т. е. способность образовать рабочие смеси на различных режимах. Чем ниже температура выкипания 10%, 50%, 90% бензина, тем лучше его пусковые свойства, устойчивее работа двигателя на переходных режимах, лучше испарение и сгорание в двигателе.

Однако высокая испаряемость бензина вызывает появление паровых пробок в топливной системе, что нарушает ее работу.

3. Не иметь смолистости, воды и механических примесей. Смолистость снижает октановое число, изменяет цвет и повышает кислотность бензина, увеличивает нагарообразование и отложение смол в двигателе. Вода и механические примеси закупоривают топливную систему, вызывают перебои в работе и повышенный износ двигателя.

4. Иметь нейтральную реакцию, т. е. не содержать значительных количеств серы, водорастворимых кислот, щелочей и других агрессивных веществ, вызывающих усиленную коррозию деталей двигателя.

Физико-химические показатели топлива карбюраторных двигателей (автомобильные бензины) даны в ГОСТ 2084.

  • Узнавать новости по rss

    Подписаться Подписаться на новости
  •