Антидетонаторы

Антидетонаторы

Антидетонаторы — это вещества, добавляемые в бензин в небольшом количестве для повышения детонационной стойкости. Несколько десятилетий в качестве антидетонатора в автомобильных и авиационных бензинах используют тетраэтилсвине́ц (ТЭС) Pb(CH3CH2)4 — тяжелую (плотность 1659 кг/м3) густую высококипящую (200 °С) бесцветную жидкость, хорошо растворимую в нефтепродуктах и плохо — в воде.

ТЭС — очень ядовитое вещество, легко проникает в кровь человека через кожу, особенно поврежденную. Вместе с парами бензина ТЭС может попадать в дыхательную систему, а с пищей, водой — в органы пищеварения. Свинец в организме постепенно накапливается, вызывая тяжелые отравления, заболевания, иногда со смертельным исходом. Особенно опасны пищевые отравления.

ТЭС — сильный антидетонатор, поэтому его в бензин добавляют в небольшом количестве — 0,5... 1 г/кг.

При повышении концентрации эффективность действия повышается незначительно. ТЭС в бензин вводят в виде так называемых этиловых жидкостей, (ЭЖ), состоящих из антидетонатора ТЭС — 53...58 %, выносителей свинца (хлористые и бромистые органические соединения)—34...40 %, красителей— 0,5...1 % и растворителя (бензин Б-70). При добавлении этиловой жидкости октановое число обычно повышается на 8...12 ед. Такие бензины называют этилированными. Использовать их следует только в двигателях. Всем работающим с нефтепродуктами необходимо помнить о токсичности этилированных бензинов и при обращении с ними строго соблюдать правила техники безопасности.

При эксплуатации карбюраторных двигателей в топливоподающей системе могут накапливаться смолистые отложения, а на горячих деталях (днище поршня, свечи, клапаны и др.) образуются высокотемпературные отложения — нагары и лаки. Интенсивность смоло - и нагарообразования зависит от качества применяемых масел и топлива, чистоты подаваемого воздуха. Отложения снижают надежность работы двигателя, ухудшают мощностные показатели, увеличивается расход бензина.

Склонность бензина к накоплению отложений зависит от содержания в них смолистых и смолообразующих веществ. По стандарту количество фактических смол, т. е. тех, которые находятся в топливе в момент

Определения, для бензинов различных марок должно быть не более 7... 15 мг/100 мл. Чем тяжелее фракционный состав и плотность, чем больше непредельных и ароматических углеводородов, тем выше склонность к смолообразованию. Процессы накопления смол ускоряют повышенная температура, действие солнечных лучей и кислорода воздуха, загрязненность тары. Стабильность бензина оценивают индукционным периодом, который характеризует способность бензина не менять свой состав при правильных условиях транспортирования, хранения и применения. Индукционным периодом называют время от начала искусственного окисления до активного поглощения бензином кислорода. Окисление ведут при температуре 100 °С в атмосфере чистого кислорода под давлением 0,7 МПа. Для бензинов индукционный период составляет 600...900 мин, для бензинов со Знаком качества—1200 мин. При такой стабильности бензин можно хранить до полутора лет без заметного ухудшения его состава.

Углеводороды, из которых состоят бензины, не вызывают коррозии металлов, однако различные вещества, находящиеся в топливе в растворенном состоянии, разрушают емкости и т. п. Наиболее сильное корродирующее действие оказывают активные сернистые соединения, вода, минеральные кислоты и щелочи. Наличие всех этих соединений в бензинах стандартами не допускается.

Органические кислоты всегда присутствуют в бензине, содержание их допускается до 3 мг/100 мл. Наиболее энергично эти кислоты (особенно низкомолекулярные) взаимодействуют с цветными металлами (свинец, цинк). С повышением температуры активность кислот возрастает. При длительном хранении в жаркое время года в результате окисления малостабильных углеводородов кислотность бензина увеличивается.

В бензине сернистые соединения содержатся в небольшом количестве (до 0,12 %), вследствие чего коррозия деталей цилиндропоршневой группы значительно меньше, чем в дизелях.

В соответствии с ГОСТ 2084 выпускают автомобильный бензин четырех марок:

· А-72,

· А-76,

· АИ-93

· АИ-98.

В марках буква А показывает, что бензин автомобильный, И — октановое число определено по исследовательскому методу, цифры — минимальное значение октанового числа, определенного моторным (72,76) или исследовательским (93,98) методом.

  • Узнавать новости по rss

    Подписаться Подписаться на новости
  •