Износы и сроки службы прецизионных пар топливной аппаратуры

Длительная эксплуатация судовых дизелей без существенны Изменений показателей рабочего процесса в большей степени зав сит от состояния топливных насосов и форсунок, надежность р боты которых в основном определяется качеством и состояние прецизионных пар.

В технической литературе еще недостаточно освещены характер и величина износов деталей прецизионных пар топливных насос и форсунок. По судовым дизелям сведения по износам этих деталей немногочисленны. Например, мало исследованы скорости изнашивания деталей прецизионных пар, предельные износы и сроки их службы. Недостаточно сведений, по которым можно было бы определить техническое состояние прецизионных пар и пригодность; их к дальнейшей работе.

Ведется работа по изучению износов деталей прецизионных пар топливных насосов и форсунок судовых дизелей.

Изучались детали тех пар, которые по разным причинам были демонтированы в процессе эксплуатации, а также детали пар, которые заменялись при капитальном ремонте дизеля.

В дальнейшем прецизионные пары специально демонтировались с целью их осмотра и замеров, после этого они снова устанавливались на место.

По данным замеров определялись диаметральные зазоры плунжерных пар, клапанных и форсуночных прецизионных пар. У большинства пар, помимо осмотров и замеров, определялась плотность по направляющим и уплотнительным поверхностям.

Количество осмотренных и замеренных деталей прецизионных пар превышает 2000 шт. Собранные по ним материалы являются предварительными и в дальнейшем, по мере накопления материалов по износам топливной аппаратуры, будут дополняться и уточняться.

В результате осмотров и проверок оказалось, что многие демонтированные прецизионные пары, считавшиеся негодными, имели незначительные дефекты, устранение которых позволило бы их эксплуатировать.

Так, например, среди демонтированных прецизионных пар оказалось много распылителей с-засоренными распиливающими отверстиями. Прочистка отверстий и последующее испытание распылителей показали, что они могут вполне исправно работать.

У многих распылителей были обнаружены пропуски топлива через запирающие конусы, после притирки которых пропуски были устранены и распылители оказались пригодными к работе.

Большинство (до 80%) демонтированных прецизионных пар оказалось пригодно к ремонту методом перекомплектовки. Они были перекомплектованы с последующей совместной притиркой, испытаны на стендах и снова исправно работали. Указанные обстоятельства подтверждают настоятельную необходимость разработки специальной методики, по которой можно было бы все демонтированные прецизионные пары централизованным путем собирать, проверять, определять их пригодность к дальнейшей работе, и те, которые пригодны к ремонту методом перекомплектовки, ремонтировать на специализированных участках.

Осмотрами и замерами деталей отработавших плунжерных пар установлено, что конусность и эллиптичность их направляющих поверхностей не превышают 0,003 мм. Износ отсечных кромок спирального паза плунжеров и отсечных кромок втулок становится заметным после того, как плунжерные пары проработают свыше 5000 ч. Осмотром через лупу установлено, что кромки в процессе работы немного притупляются и закругляются. Наибольший износ отсечных кромок у плунжеров оказался в зонах рабочих нагрузок. Износ поверхностей сопряжения поводков и развилин втулки был значительным. Почти у всех плунжерных пар, которые нами осмотрены, зазор поводка в развилине его втулки составлял 0,15—0,25 мм. Большие износы были обнаружены в развилине втулки и меньшие на поверхности поводка плунжера.

Основными лимитирующими исправную работу плунжерной пары оказались износы направляющих поверхностей плунжера и втулки в области головки плунжера (см. рисунок).

Характер износа этих поверхностей почти одинаков у разных типов плунжерных пар. У плунжеров больше изнашивается поверхность головки от торца до отсечной кромки спирали. Средняя часть головки изнашивается меньше. К торцевой части плунжера износ увеличивается. В области отсечной кромки спирали износ также увеличивается. Направляющая поверхность плунжера от головки до уплотнительного пояска изнашивается значительно больше, чем поверхность, расположенная в области хвостовика.

У плунжеров плунжерных пар, которые работали около 6000 ч, головка приобретает бочкообразную форму, а цилиндрическая направляющая поверхность плунжера — некоторую конусность. Поверхности головки, работающие в области отсечных окон втулки, изнашиваются больше. Поэтому головка приобретает овальную форму.

Втулки плунжерных пар изнашиваются больше в своей верхней части на одной трети длины. Нижняя часть втулки в области торца изнашивается меньше. У плунжеров плунжерных пар, которые отработали 10 000 ч и больше, характер износа почти не меняется. У таких плунжеров наибольший из-, нос оказался в области отсечной кромки и меньший — в области торца (рис. 64). Это замечалось у всех типов плунжеров. У плунжерных втулок таких пар характер износа остался без изменения. У деталей пар, отработавших свыше 5000 ч, скорость изнашивания оказалась пропорциональной времени работы пары, а у отработавших свыше 6000 ч скорость изнашивания резко снижается.

  • Узнавать новости по rss

    Подписаться Подписаться на новости
  •