Виды потерь нефтепродуктов

Потери нефтепродуктов могут быть количественные (уменьшается масса) и качественные (ухудшаются физико-химические и эксплуатационные свойства). При смешанных потерях одновременно снижается количество продукта и ухудшаются его свойства. Смешанные потери наиболее характерны для бензинов, которые легко испаряются, одновременно при этом снижается октановое число, ухудшаются пусковые свойства.

Аварийные потери возникают при повреждении резервуаров, пожарах, стихийных бедствиях, когда теряется сразу большое количество нефтепродуктов. Они чрезвычайно редки, и в общих потерях их доля невелика.

Значительные количества нефтепродуктов теряются при разливах, подтеканиях, подкапываниях из резервуаров, емкостей и заправочных средств, за счет остатков в таре после слива. Весьма существенны потери при использовании топлива и смазочных материалов не по назначению (использование дизельного топлива в системах отопления, мытье запасных частей, агрегатов, использование бензина для личных нужд, применение высококачественных моторных масел в гидросистемах, трансмиссиях и т. п.). К количественным потерям относятся перерасходы нефтепродуктов при эксплуатации, связанные с плохим техническим состоянием машин, неудовлетворительной организацией машиноиспользования.

Внутренние изменения нефтепродуктов протекают интенсивнее, если недостаточно высоко их качество. Наличие малостойких углеводородов приводит к их окислению, конденсации и полимеризации, в результате чего образуются кислые продукты, вызывающие коррозию, и смолистые вещества, повышающие смоло- и нагарообразование. Эти соединения могут быть в нефтепродуктах как в растворенном, так и во взвешенном состоянии. Они загрязняют емкости, трубопроводы, детали топливоподающей аппаратуры. Процессы окисления ускоряются при повышении температуры, действии света, хранении в плохо закрытой или загрязненной таре. Ухудшается качество при смешении видов, сортов, марок нефтепродуктов в процессе транспортных и приемо-отпускных операций, хранении и применении. Основные качественные изменения при использовании нефтепродуктов вызваны загрязнением, особенно абразивными механическими примесями и водой.

Физико-химические свойства топлива и смазочных материалов не позволяют полностью исключить их потери. Реально нет способов избежать испарения бензинов, нельзя полностью слить из емкости масло без остатка и т. д. Поэтому на потери при транспортировании, приеме, хранении и отпуске нефтепродуктов установлены нормы, которые зависят от вида» свойств продукта и климатических условий. Например, естественная убыль от испарения бензинов в зависимости от сорта может составлять 1,4...2,8 %. Дизельное топливо испаряется значительно медленнее, норма для него составляет тысячные доли процента.

В механизированном хозяйстве существует более 60 тыс. нефтескладов. Из них построены или реконструированы по типовым проектам около 48 %. По приблизительным подсчетам, на примитивно оборудованных складах теряется более 5 % общего количества нефтепродуктов.

Можно сделать заключение, что централизованный завоз нефтепродуктов, использование для транспортирования и хранения исправных резервуаров, механизированная заправка техники позволяют значительно снизить потери.

Достижение экономии возможно по следующим основным направлениям: хорошая организация нормирования и учета расхода нефтепродуктов; поддержание надлежащего технического состояния машин и оборудования нефтехозяйства; рациональное машиноиспользование; своевременное выполнение агротехнических мероприятий; повышение квалификации обслуживающего персонала; использование нефтепродуктов, отвечающих требованиям стандартов и технических условий; широкая пропаганда достижений передовых хозяйств и отдельных работников; развертывание социалистического соревнования за экономию и снижение расхода топлива и смазочных материалов. Борьба за экономию должна стать повседневным делом всех работников, связанных со снабжением нефтепродуктами и их использованием.

  • Узнавать новости по rss

    Подписаться Подписаться на новости
  •